Особенности продвижения личностного бренда сфере искусства

Автор: | 27.02.2017


 

Особенности продвижения личностного бренда сфере искусства.

Для начала необходимо определить самое понятие бренда, что бы в дальнейшем разобрать его критерии и особенности, способы реализации и продвижения применимо к сфере искусства.

Попытавшись дать четкое определение слову «бренд» можно увидеть, что трактовка этого понятия разнится с течением времени. Дэвид Огилви в середине 50-х годов пришел к определению что «бренд-имидж», где бренд это сочетание впечатлений производимых на потребителя. В 80-х бренд определяли как вполне конкретный объект, которым можно управлять, и обладающий реальной ценностью для владельца. Американской маркетинговой ассоциацией выло выдвинуто следующее определение: "Бренд - слово, выражение, знак, символ или дизайнерское решение, или их комбинация в целях обозначения товаров и услуг конкретного продавца или группы продавцов для отличия их от конкурентов". В "Основах маркетинга" Ф. Котлер приводит близкое определение: "Марка - имя, термин, знак, символ, рисунок или их сочетание, предназначенные для идентификации товаров или услуг одного продавца или группы продавцов и дифференциации их от товаров и услуг конкурентов".

Наиболее хорошо раскрывающее свое определение именно в сфере искусства это более позднее определение Котлера: «Бренд - любое имя, название, торговый знак, несущие с собой определенный смысл и ассоциации».

По мнению зарубежных экспертов, успешность работы бренда зависит от таких параметров как:

Узнаваемость

Наглядность

Позиционирование

Особенность

Образ

Дополнительные преимущества

Узнаваемость обеспечивает привлечение внимание к продукту отмеченному данным брендом, способствует неосознанному выделение привычного в ряде незнакомых продуктов и привлекает внимание при беглом осмотре. Так же при хорошей узнаваемости бренда срабатывает ряд ассоциаций/воспоминаний связанных с предыдущим продуктом бренда.

Наглядность влияет на запоминаемость бренда, цель данного параметра сделать бренд отличным от ряда других для лучшего распознавания.

Позиционирование показывает, на какую целевую аудиторию рассчитан данный продукт или какую смысловую нагрузку он несет.

Принцип особенности созвучен с узнаваемостью и наглядностью, однако, предполагается, что привносит нечто новое в уже существующий рынок и дает толчок к развитию направление своей особенности.

Дополнительные преимущества наглядно показывают нам чем продукт под данным брендом выделяется среди продуктов того же ряда. Это могут быть как материальные особенности, реально ощутимые при использовании продукта, так и не материальные особенности, которые выгодно отличают данного производителя.

Однако, как показывает практика, не все, что имеет определенное изображение, четкую ассоциацию и характерные особенности можно с полным правом называть брендом.

В книге “Анатомия бренда” В. Перция и Л. Мамлеевой есть хорошее количественное определение бренда. Товар может считаться брендом, если:

он физически доступен 75% потенциальных покупателей из ц.а.;

75% ц.а. могут по названию бренда точно описать, к какой отрасли он относится;

минимум 20 % покупателей пользуются товаром постоянно;

20 % могут правильно назвать основные показатели бренда;

товар существует на рынке более 5 лет;

за него покупатели готовы платить больше.

 

Таким образом, можно выделить основную цель брендинга, понимание которой поможет в формировании бренда личностного. Это формирование четкого образа и метода коммуникации. При создании личностного бренда стоит учитывать анализ рынка, опираться на создание имени и слогана, позиционирование продукта, систему вербальной и визуальной идентификации с использованием носителей транслирующих и демонстрирующих идею бренда.

 

При формировании и продвижении личного бренда, важно учитывать в первую очередь специфику сферы, в которой предстоит данному бренду работать. Грамотный анализ позволит выявить ключевые особенности и характерные положения, на которых стоится репутация в выбранной сфере, а так же послужит инструментом для дальнейшей проработки и расширения бренда, если это окажется востребовано в постоянно изменяющихся условиях рынка.

Одной из сфер активной реализации бренда является сфера искусства, особенно в последние десятилетие. Отходят в прошлое классические каноны живописи и художественной реализации, и во главу угла помещается самовыражения, идея и эпатаж. Если раньше для того что бы считаться известным и значимым деятелем искусства необходимо было соблюдать стандарты, пропорции и законы подобия, то теперь своя аудитория находится у каждого более-менее известного иллюстратора. С привлечением на благо искусства Интернета стало гораздо проще доносить творчество до целевой аудитории и реализовывать свой товар или услуги. Обилие социальных сетей и сайтов где можно демонстрировать свои работы, упрощенная процедура создания собственных выставок и отсутствие строгого государственного контроля за искусством, привело к формированию о том, что стать деятелем искусства и зарабатывать на этом может каждый.

   Для верного понимания особенностей каждой отдельной сферы, стоит рассмотреть различные каналы трансляции бренда, и только после этого совершать основополагающие выводы.

Невиртуальные каналы трансляции бренда:

Регулярные выпуски новостей. Здесь можно отразить результаты всех успешных проектов, победы в конкурсах, успешных конкурсах, подвести итоги определенного периода.

Выступления на конференциях и выставках. Необходимы для демонстрации собственного мнения, трансляции ценностей и профессионализма, обмена опыта с коллегами и привлечения партнеров.

Статьи в специализированных изданиях. Возможность подробного информирования целевой аудитории о производимом продукте, его основных преимуществах и особенностях. Увеличивает уровень узнаваемости бренда.

Создание клубов по интересам. Как сообщество профессионалов в сфере поднимает личный уровень каждого из участников, является стартовой площадкой для новичков и источником энергии и идей для профессионалов. Так же хорошая возможность для создания положительных связей среди участников.

 

      Виртуальные каналы трансляции бренда:

Личный сайт. Работает на продвижение бренда, являясь общедоступным хранилищем всей необходимой информации, начиная от продукта и заканчивая отзывами потребителей.

Форумы. Необходимы для обмена мнениями с профессионалами в своей сфере, выработки совместной стратегии и поиска партнера для коллабораций. Так же работает на повышение узнаваемости в выбранной сфере.

Блоги. Работает напрямую с личностной стороной бренда, демонстрируя его мысли, мнения, увлечения. Используется как эффективный метод работы с аудиторией.

Социальные сети. Необходимы для этапа установления контакта, трансляции рекламы (потому что на настоящий момент реклама в социальных сетях является наименее затратной среди других источником) и привлечения новых клиентов.

Рассылка. Полезна как информирование заинтересованных пользователей о произошедших изменениях.

При продвижении бренда в сети интернет всегда стоит учитывать определенные моменты:

Поддержка контактов и связей. Особенно это важно в вопросе клиентов бренда. Можно сформировать удобный вариант общения с потребителем и придерживаться его в каждом отдельном случае.

Готовность к полезным знакомствам. Не всегда встречи с нужными людьми происходят когда запланировано. Стоит быть готовым и приветливым с окружающими.

Добавление личной подписи в записи. Это закрепит бренд в сознании прочитавшего и повысит его узнаваемость в дальнейшем. При создании письма/обращения/записи необходимо не идти в разрез с характеристиками бренда.

Удаление лишних записей их профиля. Он должен соответствовать заявляемым характеристикам бренда, не быть перегруженным ненужной информацией, выглядеть просто и понятно, и передавать только ту информацию, что необходима.

Соблюдение осторожности при использовании социальных сетей. Важно в вопросе защиты конфиденциальной и личной информации.

Постоянный мониторинг событий. Важен для того, что бы оставаться в курсе основных событий в мире и в сфере деятельности, оперативного реагирования на происходящее.

После формирования понимания о вариантах трансляции бренда стоит перейти к вопросу взаимодействия. Одним из эффективных средств взаимодействия с аудиторией является личностный бренд, так как он направлен на помощь в выстраивании долгих взаимовыгодных отношений с партнером или целевой аудиторией, содержит в себе то, благодаря чему предпочтение отдается именно этому товару, а не товару конкурентов, помогает строить карьеру, является этапом перехода личности в публично-рыночный формат, дает дополнительную стоимость на рынке, демонстрирует особенность и значимость, помогает в формировании у целевой аудитории предвзято-положительного мнения о продукте, раскрывает историю достижений и прогнозирует перспективность для потребителя.

   Перед тем как приступить к формированию персонального бренда и выделению его ключевых особенностей в сфере искусства, необходимо изучить продукт, предлагаемый для продвижения. В искусстве он имеет как материальный (скульптура, рисунок маслом на холсте, фигурка из полимерной глины), так и не материальный формат, как например рисунок, нарисованный на графическом планшете, представляет собой лишь набор пикселей, двоичный код, который компьютер переводит в цвета, а глаз воспринимает как единое изображение. У него нет физического воплощения, но он тоже может являться творчеством. И тот и другой вариант имеют свои особенности, различие которых более подробно раскрывается в специфике продвижения и реализации.

   

Одной из ключевых особенностей продвижения бренда в сфере искусства является то, что первичная популярность нарабатывается исключительно творческими работами, в то время как в сфере шоу-бизнеса наработка популярности и узнаваемости может происходить за счет скандальных выходок или наоборот, благотворительности. В случае личности творческой такой поступок не привлечет должного общественного внимания за счет малого интереса прессы к локальным, а тем более интернет-творцам, аудитория которых, как правило, либо специализирована либо находится в интернет-пространстве. Первоначально необходимо заявить о себе как о деятеле искусства, максимально продемонстрировать свое творчество, как говорил популярный блоггер Виталий Голованов, ведущий youtubе-канала «Хочу миллион просмотров». По его словам, необходимо максимально продемонстрировать предполагаемой целевой аудитории свой продукт видео/рисунки и т.д., затем можно перейти к коллаборации с другими представителями творческой профессии в своей или смежных сферах.

Общий проект с популярным в сфере брендом позволит привлечь новую аудиторию и поддержать контентом существующую, а так же затронет ассоциативный ряд, если партнер по коллаборации находится в смежной с выбранной сферой. Как эффектный пример можно рассмотреть музейный проект Сбербанка России, в рамках которого был обеспечен доступ к 18-ти музеям, среди которых Русский Музей и Эрмитаж. Данная акция привлекла внимания как к проходившим в музеям выставках, так и к самому Сбербанку, который обеспечил бесплатный доступ в основные музеи страны. Основной целью данного мероприятие было заявлено возвращение популярности и доступности искусства. Примеры подобных коллабораций встречаются достаточно часто, поскольку большинство крупных организаций не хотят создавать впечатление что они озабочены только прибылью, и обращаются к эмоциональной стороне восприятия, а это означает искусство.

   Эмоции. Еще одна особенность, про которую не стоит забывать в искусстве и стоит учитывать при продвижении бренда. Искусство – это в первую очередь эмоция, которая формируется в потребителе, а уже затем техника и исполнение. На эмоциональной части строится все современное искусство. Соответственно, созданный бренд должен четко ассоциироваться с каким-то эмоциональным состоянием и перекликаться с основным поведением личности бренда. Между депрессивными работами и веселым и компанейским автором потребитель не видит взаимосвязи, а значит, разработанный бренд не будет эффективен. В продвижении стоит обращать внимание не только на эмоцию самого продукта, но и предавать гласности внутренний мир автора, что бы целевая аудитория верила в подлинность демонстрируемой эмоции. Как пример можно привести Винсента Ван Гога, чьи работы вызывают сильный эмоциональный отклик, а ранний и поздний период творчества оценивается совершенно по-разному. Подводя итог эмоциональной составляющей в вопросе личного бренда, можно резюмировать что наиболее правильным в процессе формирование и продвижение бренда будет выдерживание единого эмоционального фона всех работ, а в последствии, когда бренд станет уже узнаваем и встанет вопрос реформ либо расширения, можно обратиться к изменению эмоционального отклика, для формирования дополнительного сегмента целевой аудитории и скачка популярности бренда.

   Дополнительной особенностью продвижения может считаться демонстрация процесса создания «здесь и сейчас». В отличие от, например, известного производителя автомобилей, который может в живую продемонстрировать весь процесс сборки одного автомобиля лишь в фильме о производстве, у деятелей искусства гораздо больше возможностей продемонстрировать свое мастерство. Различные мастер-классы, пленэры, обучающие программы и демонстрация создания через интернет в режиме он-лайн дает дополнительные возможности для увеличения популярности и трансляции идей, продукта и ценностей. Продвижения бренда может послужить открытый стрим на любом интернет-канале, например twich или youtube, где каждый зарегистрированный пользователь/подписавшийся может оставлять свои комментарии, которые будут видны остальным участникам. Таким образом можно вести диалог с целевой аудиторией прямо в творческом процессе. Это способствует формированию общего поля у аудитории и бренда, лучшей ценностей и позиции автора, а так же создаваемого и последующих произведений.

   Совершенно особенным средством продвижения может стать личное участие творческом процессе. Возможность влияния на работу автора, как в момент воздания работы, так и до ее начала. Например, открытое голосование в социальных сетях в группе автора/на его страницу/блоге или где либо еще в сети, касающееся его следующего проекта. И тут целевая аудитория бренда обладает правом голоса, более того ее совместное решение окажет прямое влияние на итог. Такое средство может использоваться для анализа потребностей аудитории, корректирование курса творчества, выявления соответствия между брендом и имиджем, а так же для проверки числа активных участником группы/проекта.

 

Подводя итог, мы можем сделать вывод, что при формировании личностного бренда в сфере искусства необходимо учитывать множество факторов, в первую очередь:

1. Самоидентификация. Основной инструмент для формирования и продвижения бренда, поскольку только при правильной определении целей и ценностей возможно будет успешное продвижение.

2. Вид выбранного искусства. Часть рассмотренных аспектов может быть применима к музыкантам, часть к художникам, скульпторам, писателям и поэтам, видеоблогерам и уличным артистам.

3. Выбор основного способа общения с аудиторией. Виртуальные каналы хороши для начальной стадии формирования бренда, так как требуют меньше денежных вливаний и полезных знакомств, невиртуальные каналы, в свою очередь позиционируются как более серьезные и проверенные источники информации, способные дать больший отклик.

4. Проявления личности творца. Искусство это всегда эмоция, отклик зрителя. Поэтому без проявления личности. Произведение будет казаться недостаточно наполненным и интересным, даже если будет хорошо и канонично исполнено.

Основываясь на этих четырех пунктах и принимая во внимание записанное выше, можно понять, какие особенности искусства как сферы участвуют и влияют на формирование и продвижение личностного бренда.

   

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

− 2 = 2