Основы обучения вождению

Автор: | 27.02.2017


1 Педагогика.

Знания. Умения. Навыки.

Знания составляет ядро содержания обучения. На основе знаний у учащихся формируются умения и навыки, умственные и практические действия управления автомобиля. Знания и правильно избранный путь обучения вождению, способствуют быстрому развитию навыков управления автомобиля. Сами по себе знания еще не обеспечивают полноты умственного развития. Основой усвоения знаний является активная мыслительная деятельность учащихся, направляемая преподавателем. То есть к знаниям можно отнести весь блок теоретической информации даваемый в автошколе: Правила ПДД, Медицина, Психология, Устройство автомобиля, решение билетов.

Умение - это промежуточный этап овладения новым способом действия, опирающиеся на знания, в процессе выполнения определенной задачи, но еще не достигшего уровня навыка. Другими словами умение это действие выполняемое обучающимся по образу и подобию как показал инструктор, но еще достигшее автоматизма.

Навыки - это автоматизированные действия человека, которые вырабатываются в процессе его выполнения.

То, что данное действие стало навыком, означает, что обучающийся в результате упражнения приобрел возможность осуществлять данную операцию, не делая ее выполнение своей сознательной целью т.е. (выполняет автоматически). Это значит, что когда мы формируем в процессе обучения у ученика способность совершать какое-то действие, то сначала он выполняет это действие развернуто, фиксируя в сознании каждый шаг совершаемого действия. То есть способность выполнять действие, формируется сначала как умение. По мере тренировки и выполнения этого действия умение совершенствуется, процесс выполнения действия свертывается, промежуточные шаги этого процесса перестают осознаваться, действие выполняется полностью автоматизировано - у ученика образуется навык в выполнении этого действия, т.е. умение переходит в навык.

Уровни овладения умениями и навыками

0 уровень - учащиеся совершенно не владеют данным действием (нет умения).

1 уровень - учащиеся знакомы с характером данного действия, умеют выполнять его лишь при достаточной помощи учителя (Инструктора)🙁знакомство с выполнением действий)

2 уровень - учащиеся умеют выполнять данное действие самостоятельно, но лишь по образцу, подражая действиям учителя.(Отработка действий и последовательности)

3 уровень - учащиеся умеют достаточно свободно выполнять действия, осознавая каждый шаг;

4 уровень - учащиеся автоматизированно, свернуто и безошибочно выполняют действия (навык).

 

Совершенствование знаний, умений и навыков происходит только в процессе их применения, поэтому повторение изученного должно быть, как правило, не простым воспроизведением, а применением его в более или менее новых условиях. Т.е. формирование умений и навыков должно осуществляться в разных дорожных условиях.

Что бы быстро сформировать умения и навыки применяются три типа учения. И чем выше тип учения, тем быстрее происходит формирование навыка (вождение автомобиля)

Типы учения

Первый тип учения - он получил название "путем проб и ошибок". Ученику дается образец действия, на который он ориентируется как на конечный результат. При этом все объективно необходимые условия действия остаются скрытыми и выясняются самим учащимся, что происходит случайно и, как правило, неполно. Усвоение знаний и умений при использовании первого типа идет очень медленно, с большим количеством ошибок. Целесообразность подобного типа учения относительна, поскольку оно содержит так же и бесполезные операции.

Второй тип отличается построением действия на ориентировочной основе. При втором типе усвоение идет быстро, точнее, при наличии незначительного количества случайных ошибок. Время, затрачиваемое на усвоение, невелико. Поскольку учащийся при выполнении действия, учитывает определенную последовательность выполнения. Второй тип нацелен на усвоение готового знания, он не воспитывает у учащихся теоретического познавательного интереса.

Третий тип  Это когда учащийся не только учитывает последовательность выполнения действий необходимых для достижения желаемого результата, но и хорошо понимает их содержание, их отношение к будущему результату. При третим типе основа выполнения действий строится учащимися самостоятельно, хотя и направляется учителем. Ориентировочная основа нацелена на познание, на исследование основной структуры изучаемых процессов, а так же развитие познавательного интереса.

В 1957 г Н.С. Пантина проводила экспериментальное обучение детей написанию букв. Учитель демонстрировал образец буквы, выделяя ее элементы, и давая такое объяснение: "Мы начинаем писать вот здесь (указывает), ведем по линеечке вниз до сих пор (указывает), а теперь поворачиваем вверх и ведем вот в этот уголочек (указывает)" (Пантина Н.С., 1957.). Если проанализировать это объяснение, то окажется, что учащийся практически не получает никаких ориентиров, а имеет лишь образец конечного продукта. Ребенку пришлось 174 раза (в среднем) повторить процесс написания буквы, пока ему удалось "нащупать" нужные ориентиры, позволяющие написать ее правильно. Роль преподавателя при этом ограничивалась констатацией сделанных ошибок и указаниями по их исправлению. Таким образом, оринтиры написания буквы находились ребенком почти полностью самостоятельно (он получал от учителя только образец готового продукта). Чтобы перейти к написанию следующей буквы, учащийся вновь проделывал весь длительный путь самостоятельного поиска ориентиров, что потребовало в среднем 163 попытки. Как можно заметить, на учение написанию второй буквы прошло при меньшем числе повторений, что свидетельствует о некотором переносе с первого задания; этот перенос, однако, невелик.
          В том же экспериментальном исследовании можно найти пример усвоения с применением ООД второго типа. Ребенок также получал образец заданного продукта - определенной буквы, но при этом на бумагу наносилась система точек, с помощью которых можно осуществить исполнительную часть действия и получить нужный контур. Ребенок копировал эти точки и по ним воспроизводил контур. Как видим, ребенок в этом случае получает всю совокупность необходимых ориентиров и использует их в своем действии. Однако эти ориентиры конкретные, пригодные только для воспроизведения данной буквы. Поэтому при переходе к усвоению следующей буквы преподаватель вновь должен дать соответствующую ей систему точек, которой воспользуется. При таком обучении для усвоения умения воспроизводить контур первой буквы потребовалось только 22 повторения, а для овладения написанием второй - лишь 17. Таким образом, перенос уже был более значительным, хотя также не очень большим.
          При ООД третьего типа обучение идет совсем иначе. Учитель уже не дает готовой системы ориентиров, но зато объясняет учащимся принцип их нахождения. Он говорит им, что точки нужно ставить в тех местах, где линия меняет свое направление. Демонстрация производится обычно на одной букве, но ребенок выполняет задание по написанию нескольких разных букв, усваивая предложенный принцип. Каждое из этих заданий уже имеет не частное значение, а позволяет довести до сознания учащегося то, что составляет сущность каждого из частных явлений. Первая буква была правильно воспроизведена всего лишь после 14 повторений, а вторая - после 8. Начиная с восьмой буквы, учащиеся выполняли задания с первого раза безошибочно. Перенос был значительным: они смогли воспроизводить практически любой контур - латинские, грузинские и арабские буквы. Учащиеся стали гораздо лучше рисовать. Более того, неожиданно был обнаружен перенос на пересчет объектов в поле восприятия и даже на усвоение танцевальных движений. Последние феномены объясняются тем, что выделение "опорных точек" фактически является компонентом умения анализировать расположение объектов на плоскости и в пространстве.
          

2 Психология.

Ни для кого не секрет что обучения вождению процесс довольно нервный, не только для обучаемого, но и для инструктора. И тут надо понимать что инструктор должен быть хорошим психологом, и должен уметь создавать благоприятные психологические условия не только для себя, но и для обучающегося. Чем спокойней будут проходить занятия для обучающегося, тем больше информации он усвоит. Способ обучения вождению к каждому обучающемуся подбирается индивидуально, поэтому чем лучше инструктор так сказать разбирается в людях, тем быстрей он научит водить автомобиль обучающегося. Но это совсем не значит что от обучающегося не требуется ни каких усилий. Важен так же настрой на обучение самого начинающего водителя. Надо понимать что инструктор это тот человек, который будет передавать ученику свой опыт управлением автомобиля и и задача начинающего водителя этот опыт перенять. Поэтому, желательно что бы познавательная деятельность от ученика все таки исходила.

Давайте коротко расскажу о таком понятии как страх.

В 1928 году Нэнси Бэйли ла проводила исследования и пришла к выводу, что существует страх двух типов: испуг от неожиданности и страх, обусловленный пониманием ситуации.

При управлении автомобилем у начинающего водителя присутствуют оба типа стахов. Допустим ученику посигналили на светофоре, он бросили все педали или поторопился и заглохли. 1 тип страха. Второй тип страха присутствует практически всегда присутствует, особенно на ранних стадиях обучения. Потому что начинающий водитель понимает что вождение автомобиля процесс опасный (кстати, хорошо если он это понимает) т.к. на дороге присутствует не только он, но и другие участники Дорож. Движ., машины стоимостью по 3,4 мил. , пешеходы( не всегда адекватные), животные и т.д. Поэтому, понимая всё это у начинающего водителя на фоне волнения затормаживается восприятия и реакция. Особенно это заметно на экзаменах.

Ответная реакция организма на cтрах может быть: активным, когда человек бросается наутёк от объекта страха. При этом он не чувствует усталости и может легко преодолевать препятствия на своём пути (канавы, заросли, водные преграды и т.п.).

Пассивный реакция она характеризуется оцепенением, когда человек не может выговорить ни слова и сдвинуться с места. В состоянии страха парализуется или, по крайней мере, снижается способность разумно мыслить, замедляется реакция, так же наблюдаются дефекты восприятия, притупляется чувствительность ряда анализаторов (слухового, кожного, болевого) или проще говоря водитель начинает тупить.

Вегетативные изменения при сильном страхе тоже ярко выражены. Обычно это учащение сокращений сердца, подъём артериального давления, нарушение ритма дыхания, расширенные зрачки, выступающий на лбу и ладонях пот, напряжение мышц. При спадении страха чувствуется слабость во всём теле, наступает депрессия, просыпается аппетит.

Поэтому чем спокойней и расслабленней ученик, тем быстрей он научится водить автомобиль.

 

3 Физиология человека.

Человек получает информацию посредством шести основных органов чувств:

глаза (зрение),

уши (слух), 

язык (вкус),

нос (обоняние),

кожа (осязание),

вестибулярный аппарат (чувство равновесия и положения в пространстве, ускорение, ощущение веса)

При управлении автомобиля задейсвованно 4 чувства: Зрение, Слух, Осязание, Вестибуларный аппарат. И автомобиль сконструирован таким образом что бы человек управляя им, мог получать как можно больше информации о самом автомобиле так и о окружающей среде. У каждого человека эти чувства развиты по разному, на это влияет: образ жизни, хобби, профессия, увлечения. Так например люди у которых хорошо развит глазомер (Художники, дизайнеры) редко имеют проблемы с чувством габаритов автомобиля, с соблюдением дистанции, с перестроением. Т.к. отлично понимают расстояние до предмета или скорость другого автомобиля. Люди у которых развит слух (Музыканты) при управление автомобиля больше полагаются на звук мотора, чем на приборы. У людей у которых слух отсутствует, задействован больше вестибулярный аппарат, органы осязания. Они больше полагаются на зрение, вибрацию автомобиля. Поэтому манера управления автомобиля у каждого человека своя. Основная задача обучающегося при обучение на ранних стадиях , это почувствовать автомобиль. Главным признаком чувствительности является «мышечное чувство». Чем больше контакт водителя с сиденьем, рук — с рулевым колесом, ног — с педалями управления, тем больше информации он имеет об автомобиле. Поэтому важно правильно настраивать положение сидения в автомобиле, правильно работать педалями и рулевым колесом. Мышечное чувство или Чувство автомобиля приобретается в результате многократных тренировок и отработке упражнений. Ну например при правильном положении кисти рук более тонко ощущают реакцию дороги (коэффициент сцепления, неровности, крутизну поворота)ышцы предплечий, плеч и спины способны «запоминать» движения рук, и эта «мышечная память» необходима, чтобы водитель мог постоянно контролировать положение управляемых колес, т.к. они закрыты крыльями автомобиля, что исключает прямой контроль с помощью зрения. Поводом для многих аварий в критических ситуациях служат неверные действия водителя именно из-за того, что он не представляет в данный момент, в какую сторону и на какой угол повернуты колеса. 
Обычно на скользкой дороге водитель, не обладающий «мышечной памятью» или начинающий водитель, определяет положение колес только по результату маневра, когда время для экстренных действий уже потеряно. Поэтому очень важно учиться грамотному вождению, с первых уроков, для формирования мышечной памяти. Которая будет применяться в экстренных ситуациях где время на обдумывание действий будет ограниченно. Многие водители ухудшают возможности «чувства автомобиля», используя различные подкладки на сиденье, а также неудобную одежду и обувь, препятствующие полноценному восприятию состояния автомобиля. Часто рабочая поза больше соответствует отдыху, нежели готовности к экстренным действиям. Хотя внешне эти ошибки незначительны, но их последствия в экстренной ситуации могут оказаться очень серьезными. Мышечная память формируется за счет двустороннего обмена данными между мускулами и мозгом. Когда человек осваивает новый вид активности, мотонейроны правого полушария посылают мышечным волокнам сигналы, которые помогают делать упражнения. Однажды получив такую информацию от мозга, мускулы начинают посылать ответные сообщения. Когда мышцы двигаются, активизируются нерв­ные окончания в волокнах, сухожилиях и суставах, которые постоянно отчитываются перед центральной нервной системой о положении тела в пространстве. Эти связи и формируют мышечную память. И чем регулярнее выполняется упражнение, тем лучше и крепче эта память становиться. Поэтому основная задача на начальных этапах обучения, это сформировать мышечную память у ученика. Или если рассматривать этот процесс с стороны педагогики чтобы умения управления автомобиля перешли в навыки.

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

82 − 79 =